ПРОГРАММА ДПО - Изготовление изделий сложных форм

1

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Цели реализации программы
Программа повышения квалификации направлена на обучение лиц, не
имеющих или получающих базовое образование, а также для расширения и
углубления знаний и практических навыков в области производства одежды
практикующих работников или обучающихся по данному направлению.
1.2. Нормативно-правовые основы разработки программы
Нормативно-правовую
основу
разработки
дополнительной
профессиональной программы повышения квалификации (далее – программа)
составляют:
1.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ.
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
профессиональным
программам».
3.
Приказ министерства просвещения Российской Федерации от
14.07.2023 № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей
служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».
4.
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 24.03.2020
№ 59 «Об утверждении Порядка организации профессионального обучения и
среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и
отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы
Российской Федерации».
5.
Устав ФКП образовательного учреждения № 255.
1.3. Нормативный срок освоения программы
Нормативный срок освоения программы – 72 часа.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКА И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
2.1. Характеристика нового вида профессиональной
трудовых функций и уровня квалификации

деятельности,

Данная программа повышения квалификации должна способствовать
формированию соответствующих профессиональных компетенций:
− выполнять поэтапную обработку швейных изделий;
− определять швейные дефекты;
− выполнять раскладку лекал на материале;
− выкраивать детали изделий;
2

− контролировать качество раскладки лекал и выкроенных деталей.
Рабочие места, которые можно занять по итогам обучения по программе:
работа в профильных организациях по пошиву одежды.
2.2. Требования к результатам освоения программы
В результате освоения программы повышения квалификации у выпускника
должны быть сформированы компетенции в соответствии с разделом 2.1
программы.
В результате освоения программы выпускник должен:
знать:
− детали кроя основных узлов швейных изделий, их наименование;
− приемы работы на швейном оборудовании и оборудовании для
влажно-тепловой обработки, их обслуживание;
− заправку универсального и специального швейного оборудования,
причины возникновения неполадок и их устранение;
− правила безопасного труда при выполнении различных видов работ;
− поэтапный технологический процесс изготовления швейных изделий
различного ассортимента;
− причины дефектов и способы их устранения;
− оборудование, приспособления для раскроя материалов;
− технологию раскроя материалов;
− правила раскладки лекал на материале;
− требования к качеству выкроенных деталей;
уметь:
− заправлять, налаживать и проводить мелкий ремонт швейного
оборудования;
− пользоваться оборудованием для выполнения влажно-тепловых работ;
− соблюдать требования безопасного труда на рабочих местах и правила
пожарной безопасности в мастерских;
− работать на различном швейном оборудовании, в том числе с
применением средств малой механизации;
− выполнять операции влажно-тепловой обработки;
− применять современные методы обработки швейных изделий;
− обрабатывать
узлы
изделий
различного
ассортимента
по
инструкционной карте;
− распознавать дефекты и выявлять причины их возникновения;
− выполнять раскладку лакал на материале с учетом требований
технических условий;
− переносить контуры лекал на материал;
− выкраивать детали изделия;
− проверять качество выкроенных деталей;
3

иметь практический опыт:
− изготовления швейных изделий;
− поиска оптимальных способов обработки швейных изделий различных
ассортиментных групп;
− обработки отдельных узлов изделий различного ассортимента;
− проверки качества обработки узлов;
− устранения дефектов;
− работы на различном швейном оборудовании с применением средств
малой механизации;
− выполнения влажно-тепловых работ;
− поиска информации нормативных документов;
− ремонт изделий бытовой и специальной одежды, домашнего текстиля,
текстильной галантереи без примерок из простых в обработке
материалов;
− изготовление изделий бытовой и специальной одежды, домашнего
текстиля, текстильной галантереи без примерок из простых в
обработке материалов.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Категория слушателей, трудоемкость, форма обучения
Слушатели программы: лица, имеющие профессии рабочего, должности
служащего; обучающиеся или имеющие среднее или высшее профессиональное
образование.
Трудоемкость обучения: 72 часа.
Форма обучения: очная.
3.2. Календарный учебный график
Срок обучения: 72 часа
Начало занятий:
Окончание занятий:
Неделя
1

2

3

П

П

Т
П

Ко
ИА
12
18

Т -теоретическое обучение
П – практическое обучение

30

6

Ко - консультации

2

ИА - итоговая аттестация

4

4

3.3. Учебный план
Учебная нагрузка обучающихся
Обязательная
аудиторная
№ п/п
1
1.

Наименование дисциплин,
профессиональных модулей, МДК,
практик
2

Максимальна
я
3

Самостоятельн
ая работа
4

Всего
занятий
5

Формы
аттестации
6

9

3

6

Зачет

2.

Охрана труда
Технология производства изделий
сложных форм

9

3

6

Зачет

3.

Практическое обучение

54

54

Зачет

4.

Консультации

2

2

5.

Итоговая аттестация

4

4

ВСЕГО:

78

6

Зачет

72

3.4. Учебно-тематический план
№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

1

2

3

В том числе
Теоретические Практические
занятия
занятия
4
5

6.

6
Зачет

Охрана труда
1.
2.
3.
4.
5.

Форма
контроля

Правовые документы
Правила по технике безопасности
Производственный травматизм
Охрана труда на швейном производстве
Требования по технике безопасности к
технологическому оборудованию
Безопасные работы на оборудовании в
швейном производстве

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

-

1

1

Зачет

Технология
производства
сложных форм
1.
2.
3.
4.
5.
6.

изделий

Общие сведения о процессе разработки
конструкций лекал
Оборудование и приспособления для
раскроя тканей
Особенности кроя изделий сложных форм
Особенности обработки изделий сложных
форм
Технология изготовления мужских брюк
Контроль качества

1

1

-

1

1

-

1
1

1
1

-

1
1

1
1

Зачет

Практическое обучение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Выкраивание мужских брюк
Выкраивание куртки
Обработка карманов внутренних на
подкладке
Обработка низа изделий и низа рукавов
Обработка складок, защипов средней
сложности
Окантовывание
детали
верха.
Окантовывание детали подкладки
Соединение манжеты с рукавами
Соединение шлевок с верхом брюк и
поясом. Соединение боковых и средних

6
6
6

-

6
6
6

6
6

-

6
6

6

-

6

6
6

-

6
6

5

9.

срезов брюк
Изготовление
отделочных
строчек,
выметывание
петель.
Окончательная
влажно-тепловая обработка изделия
Консультации
Итоговая аттестация
ИТОГО:

6

-

2
4

2

72

14

6

4

Зачет

58

3.5. Учебная программа
Содержание тем учебного курса «Охрана труда»
Тема 1. Правовые документы
Трудовой кодекс РФ. Основные положения трудового законодательства РФ по
охране труда в учреждениях. Основные трудовые права и обязанности.
Тема 2. Правила по технике безопасности
Организация безопасной работы на предприятии. Планирование организационнотехнических мероприятий по охране труда. Соблюдение техники безопасности на
предприятии.
Тема 3. Производственный травматизм
Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.
Тема 4. Охрана труда на швейном производстве
Организация безопасной работы на швейном производстве. Планирование
организационно-технических мероприятий по охране труда.
Тема 5. Требования по технике безопасности к технологическому
оборудованию
Требования по технике безопасности к технологическому оборудованию.
Тема 6. Безопасные работы на оборудовании в швейном производстве.
Правила для работающих на стачивающих швейных машинах. Правила для
работающих на специальных швейных машинах. Правила для работающих с
оборудованием для ВТО.
Содержание тем учебного курса
«Технология производства изделий сложных форм»
Тема 1. Общие сведения о процессе разработки конструкций лекал
Разработка технического чертежа конструкции. Разработка чертежей лекал
основных деталей. Вырезание лекал. Оформление (маркировка) лекал. Анализ
результатов работы; формулировка выводов.
Тема 2. Оборудование и приспособления для раскроя тканей
Передвижное раскройное оборудование. Стационарное раскройное оборудование:
виды, назначение, устройство. Наладка и техническое обслуживание. Правила
безопасной работы на передвижном и стационарном оборудовании раскройного
производства.
Тема 3. Особенности кроя изделий сложных форм
Моделирование. Раскрой изделия сложной формы.
Тема 4. Особенности обработки изделий сложных форм
Обработка изделий сложной формы.
Тема 5. Технология изготовления мужских брюк
6

Моделирование, раскрой мужских брюк. Обработка деталей кроя. Технологическая
карта.
Тема 6. Контроль качества
Контролер. Карта настила. Контроль качества раскроя.
Практическое обучение
Практическое занятие 1: Выкраивание мужских брюк.
Практическое занятие 2: Выкраивание куртки.
Практическое занятие 3: Обработка карманов внутренних на подкладке.
Практическое занятие 4: Обработка низа изделий и низа рукавов.
Практическое занятие 5: Обработка складок, защипов средней сложности.
Практическое занятие 6: Окантовывание детали верха. Окантовывание детали
подкладки.
Практическое занятие 7: Соединение манжеты с рукавами.
Практическое занятие 8: Соединение шлевок с верхом брюк и поясом. Соединение
боковых и средних срезов брюк.
Практическое занятие 9: Изготовление отделочных строчек, выметывание петель.
Окончательная влажно-тепловая обработка изделия.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
4.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса
Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем
дисциплинам.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и
обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к
базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню
дисциплин.
4.2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Образовательное учреждение располагает материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, предусмотренных
учебным планом. Материально-техническая база соответствует действующим
санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов
Учебный процесс обеспечивается наличием оборудования в кабинетах.
№ п/п
1.

Дисциплины
Охрана труда

Кабинет, мастерская
Учебный кабинет № 15

Перечень основного оборудования
Компьютер (в сборе) – 1 шт.
7

Видеопроектор - 1 шт.
Экран – 1 шт.
Доска аудиторная – 1 шт.
Столы ученические – 12 шт.
Стулья ученические – 24 шт.
Стол – 1 шт.
Кресло компьютерное – 1 шт.
Стенды –6 шт.
2.

Технология
производства
изделий сложных
форм

Учебный кабинет № 8

Компьютер (в сборе) – 1 шт.
Видеопроектор - 1 шт.
Экран – 1 шт.
Доска аудиторная – 1 шт.
Столы ученические – 12 шт.
Стулья ученические – 24 шт.
Стол – 1 шт.
Кресло компьютерное – 1 шт.
Стенды – 6 шт.
Комплект плакатов, таблиц, схем

3.

Практическое
обучение

Мастерская № 19

Швейная машина «Аврора» - 5 шт.
Швейная машина «Family» - 3 шт.
Швейная машина - «Janome» - 3 шт.
Швейная машина «Brother» - 1 шт.
Оверлок – 2 шт.
Дисковый раскройный нож – 1 шт.
Пуговичная машина - 1 шт.
Вышивальная машина – 1 шт.
Утюг электрический – 1 шт.
Доска гладильная – 1 шт.
Манекен – 1 шт.

4.3. Базы практики
Базой практики обучающихся являются учреждение ФКУ ИК-11, с которым
у образовательного учреждения заключен договор. Имеющаяся база обеспечивает
возможность прохождения практики всеми обучающимися в соответствии с
учебным планом.
4.4. Педагогические кадры
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование,
соответствующее
профилю
преподаваемой
дисциплины.
Мастера
производственного обучения имеют на 1 – 2 разряда по профессии рабочего выше,
чем предусмотрено для выпускников. Эти преподаватели и мастера
производственного обучения получают дополнительное профессиональное
образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме
стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

8

4.5. Финансовое обеспечение
Прием на обучение по образовательной программе осуществляется за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Финансирование реализации программы должно осуществляться в объеме не
ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание
государственной услуги в сфере образования.
4.6. Учебно-методическое обеспечение
−
−
−
−

программа ДПО «Изготовление изделий сложных форм»;
комплект оценочных средств;
учебные пособия, профильная литература;
информационные образовательные ресурсы;

5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
5.1. Оценка результатов освоения учебных дисциплин
Промежуточная аттестация по программе не предусмотрена. Знания, умения
и навыки обучающихся по всем формам контроля учебной дисциплины «зачтено»,
«не зачтено».
5.2. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация является обязательной и осуществляется после
освоения программы в полном объеме. К итоговой аттестации допускаются
обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме
выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по программе.
Председатель экзаменационной комиссии назначается из числа руководящих
сотрудников исправительного учреждения УФСИН России по ХМАО – Югре.
Состав экзаменационной комиссии утверждается приказом директора
образовательного учреждения.
Оценка качества освоения образовательной программы осуществляется
экзаменационной комиссией. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в
полном объеме и аттестацию, выдаются документы установленного образца.
Форма итоговой аттестации обучающихся: зачет.
Итоговая аттестация проводится в форме оценки качества готового изделия.
Критерии оценивания качества готового изделия:
− внешний вид изделия соответствует эскизу модели (пропорции,
силуэт);
− обработка изделия соответствует техническим условиям;
− влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

9

6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основные источники:
1. Графкина, М.В. Охрана труда: учеб. для студ. учреждений сред. проф.
образования / М.В. Графкина. – М.: Академия, 2024. – 176 с.
2. Силаева, М.А. Технология одежды: в 2 ч. Ч.1: учеб. для студ. учреждений
сред. проф. образования / М.А. Силаева. – М.: Академия, 2017. – 352 с.
3. Силаева, М.А. Технология одежды: в 2 ч. Ч.2: учеб. для студ. учреждений
сред. проф. образования / М.А. Силаева. – М.: Академия, 2017. – 480 с.
4. Труевцева, М.А. Подготовка и организация технологических процессов в
швейном производстве: в 2 ч.: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / М.А. Труевцева – М.: Академия, 2022.
Дополнительные источники:
1. Амирова, Э.К. Технология швейных изделий: учеб. для студ. учреждений
сред. проф. образования / Э.К. Амирова, А.Т. Труханова. – М.: Академия,
2017. – 512 с.
2. Ермаков, А.С. Оборудование швейных предприятий: учебник для нач. проф.
образования. – М.: ИРПО; ПрофОБрИздат, 2020. – 432с .
Электронные ресурсы:
1. refdb.ru/look/1315009.html. – Электронный учебно-методический комплекс
«Оборудование швейных предприятий».
7. Организация-разработчик:
Федеральное
образовательное учреждение № 255

казенное

профессиональное

Составители:
Кадочникова К.С., мастер производственного обучения
Раянова Т.Ф., преподаватель

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».