1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Цели реализации программы Программа повышения квалификации направлена на обучение лиц, не имеющих или получающих базовое образование, а также для расширения и углубления знаний и практических навыков в области производства одежды практикующих работников или обучающихся по данному направлению. 1.2. Нормативно-правовые основы разработки программы Нормативно-правовую основу разработки дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (далее – программа) составляют: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». 3. Приказ министерства просвещения Российской Федерации от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение». 4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 24.03.2020 № 59 «Об утверждении Порядка организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». 5. Устав ФКП образовательного учреждения № 255. 1.3. Нормативный срок освоения программы Нормативный срок освоения программы – 72 часа. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2.1. Характеристика нового вида профессиональной трудовых функций и уровня квалификации деятельности, Данная программа повышения квалификации должна способствовать формированию соответствующих профессиональных компетенций: − подбирать соответствующие материалам нитки для изготовления нашивок и шевронов. 2 − выполнять поэтапную обработку шевронов и нашивок; − определять и устранять дефекты при изготовлении шевронов и нашивок; Рабочие места, которые можно занять по итогам обучения по программе: работа в профильных организациях по пошиву одежды и изготовлению вышивки. 2.2. Требования к результатам освоения программы В результате освоения дополнительной профессиональной программы у выпускника должны быть сформированы компетенции в соответствии с разделом 2.1 программы. В результате освоения программы выпускник должен: знать: - электротехнические характеристики вышивального оборудования; - технологию машинной вышивки; - безопасные методы и приемы работы на швейном оборудовании; уметь: − осуществлять техническое обслуживание для оборудования машинной вышивки; − подбирать соответствующие материалам нитки для машинной вышивки; − выполнять вышивку шевронов и нашивок на автоматах и полуавтоматах; − записывать и извлекать программы с USB-носителя; иметь практический опыт: - определения соответствия материалов и оборудования для выполнения шевронов и нашивок; - выполнения шевронов и нашивок с применением швейного оборудования, вышивальной машины из различных видов материалов; - проведения профилактических мер при работе на швейном и вышивальном оборудовании; 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3.1. Категория слушателей, трудоемкость, форма обучения Слушатели программы: лица, имеющие профессии рабочего, должности служащего; обучающиеся или имеющие среднее или высшее профессиональное образование. Трудоемкость обучения: 72 часа. Форма обучения: очная. 3 3.2. Календарный учебный график Срок обучения: 72 часа Начало занятий: Окончание занятий: Неделя 1 2 3 П П Т П Ко ИА 12 Т -теоретическое обучение П – практическое обучение 18 30 6 Ко - консультации 2 ИА - итоговая аттестация 4 3.3. Учебный план Учебная нагрузка обучающихся Обязательная аудиторная № п/п 1 1. Наименование дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик 2 Максимальна я 3 Самостоятельн ая работа 4 Всего занятий 5 Формы аттестации 6 6 Зачет 9 3 2. Охрана труда Технология производства шевронов и нашивок 9 3 6 Зачет 3. Практическое обучение 54 54 Зачет 4. Консультации 2 2 5. Итоговая аттестация 4 4 ВСЕГО: 78 6 Зачет 72 3.4. Учебно-тематический план № п/п Наименование разделов, тем Всего часов 1 2 3 В том числе Теоретические Практические занятия занятия 4 5 6. Правовые документы Правила по технике безопасности Производственный травматизм Охрана труда на швейном производстве Требования по технике безопасности к технологическому оборудованию Безопасные работы на вышивальном 6 Зачет Охрана труда 1. 2. 3. 4. 5. Форма контроля 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - 1 1 - 4 оборудовании в швейном производстве 1. 2. 3. 4. 5. 6. Технология производства шевронов и нашивок Общие сведения о процессе изготовления шевронов и нашивок Оборудование и приспособления для изготовления шевронов и нашивок Особенности подготовки материалов к вышивке Особенности изготовления шевронов и нашивок Обработка готовых вышитых шевронов и нашивок Контроль качества Зачет 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 Зачет Практическое обучение 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Изучение вышивальной машины JATI, подготовка материалов и инструментов Уход за вышивальной машиной Вышивка встроенных дизайнов Вышивка редактированных дизайнов Вышивка редактированных дизайнов Вышивка с USB носителя Вышивка с USB носителя Обработка готовых вышитых изделий Обработка готовых вышитых изделий Консультации Итоговая аттестация 6 - 6 6 6 6 6 6 6 6 6 2 4 2 6 6 6 6 6 6 6 6 ИТОГО: 72 14 4 Зачет 58 3.5. Учебная программа Содержание тем учебного курса «Охрана труда» Тема 1. Правовые документы Трудовой кодекс РФ. Основные положения трудового законодательства РФ по охране труда в учреждениях. Основные трудовые права и обязанности. Тема 2. Правила по технике безопасности Организация безопасной работы на предприятии. Планирование организационнотехнических мероприятий по охране труда. Соблюдение техники безопасности на предприятии. Тема 3. Производственный травматизм Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве. Тема 4. Охрана труда на швейном производстве Организация безопасной работы на швейном производстве. Планирование организационно-технических мероприятий по охране труда. Тема 5. Требования по технике безопасности к технологическому оборудованию Требования по технике безопасности к технологическому оборудованию. Тема 6. Безопасные работы на вышивальном оборудовании в швейном производстве. Правила для работающих на вышивальных машинах. Правила для работающих с оборудованием для ВТО. Содержание тем учебного курса 5 «Технология производства изделий сложных форм» Тема 1. Общие сведения о процессе изготовления шевронов и нашивок. Область использования вышитых шевронов. Размеры шевронов и нашивок. Правила организации рабочего места. Тема 2. Оборудование и приспособления для изготовления шевронов и нашивок. Запяливание материалов. Тема 3. Особенности подготовки материалов к вышивке. Стабилизация материалов для вышивания. Укрепление и придание жесткости шевронам и нашивкам. Фиксация шевронов на готовом изделии. Материалы для объемной вышивки. Тема 4. Особенности изготовления шевронов и нашивок. Одноцветный шеврон. Многоцветный шеврон. Детализированный шеврон. Шеврон с применением аппликации. Тема 5. Обработка готовых вышитых шевронов и нашивок. ВТО при изготовлении шевронов и нашивок. Применение различных способов и материалов для фиксации шеврона на изделии. Тема 6. Контроль качества. Практическое обучение Практическое занятие 1: Изучение вышивальной машины JATI, подготовка материалов и инструментов. Правила организации рабочего места. Подготовка вышивальной машины к работе. Фиксация различных стабилизаторов на ткани (отрывной, клеевой, водорастворимый). Закрепление материала в пяльцах. Заправка нитей. Практическое занятие 2. Уход за вышивальной машиной. Смазка движущихся частей вышивальной машины. Заправка верхних и нижней нитей. Практическое занятие 3. Вышивка встроенных дизайнов. Выбирать категорию встроенных образцов и алфавит для вышивки. Выполнять образцы вышивки с облегченным дизайном, заглавные и строчные буквы, специальные знаки, цифры и символы. Практическое занятие 4. Вышивка редактированных дизайнов. Устранять неполадки при работе на вышивальной машине (распознавать символы на дисплее, своевременно и грамотно выполнять команды машины), вышивать на деликатных тканях и металлизированными нитками с использованием специальной иглы. Использовать панель редактирования при выборе, перемещении, копировании, удалении, изменении размера, повороте дизайна. Практическое занятие 5. Вышивка редактированных дизайнов. Устранять неполадки при работе на вышивальной машине (распознавать символы на дисплее, своевременно и грамотно выполнять команды машины), вышивать на деликатных тканях и металлизированными нитками с использованием специальной иглы. Использовать панель редактирования при выборе, перемещении, копировании, удалении, изменении размера, повороте дизайна. Практическое занятие 6. Вышивка с USB носителя. Выполнять образцы вышивки с применением возможности машины редактировать дизайн (смещать рисунок в пяльцах относительно центра, разворачивать рисунок зеркально и под углом 90 и 180), пользоваться USB накопителем для выбора дизайна, уметь 6 продолжить процесс вышивки после искусственного прерывания работы, совмещая окончание и начало работы Практическое занятие 7. Вышивка с USB носителя. Выполнять образцы вышивки с применением возможности машины редактировать дизайн (смещать рисунок в пяльцах относительно центра, разворачивать рисунок зеркально и под углом 90 и 180), пользоваться USB накопителем для выбора дизайна, уметь продолжить процесс вышивки после искусственного прерывания работы, совмещая окончание и начало работы. Использовать панель редактирования при выборе, перемещении, копировании, удалении, изменении размера, повороте дизайна. Практическое занятие 8. Обработка готовых вышитых изделий. ВТО при изготовлении шевронов и нашивок. Применение различных способов и материалов для фиксации шеврона на изделии. Практическое занятие 9. Обработка готовых вышитых изделий. ВТО при изготовлении шевронов и нашивок. Применение различных способов и материалов для фиксации шеврона на изделии. 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем дисциплинам. Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин. 4.2. Материально-техническое обеспечение учебного процесса Образовательное учреждение располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Перечень кабинетов Учебный процесс обеспечивается наличием оборудования в кабинетах. № п/п 1. Дисциплины Охрана труда Кабинет, мастерская Учебный кабинет № 15 Перечень основного оборудования Компьютер (в сборе) – 1 шт. Видеопроектор - 1 шт. Экран – 1 шт. Доска аудиторная – 1 шт. Столы ученические – 12 шт. Стулья ученические – 24 шт. 7 Стол – 1 шт. Кресло компьютерное – 1 шт. Стенды –6 шт. 2. Технология Учебный кабинет № 8 производства шевронов и нашивок Компьютер (в сборе) – 1 шт. Видеопроектор - 1 шт. Экран – 1 шт. Доска аудиторная – 1 шт. Столы ученические – 12 шт. Стулья ученические – 24 шт. Стол – 1 шт. Кресло компьютерное – 1 шт. Стенды – 6 шт. Комплект плакатов, таблиц, схем 3. Практическое обучение Швейная машина «Аврора» - 5 шт. Швейная машина «Family» - 3 шт. Швейная машина - «Janome» - 3 шт. Швейная машина «Brother» - 1 шт. Оверлок – 2 шт. Дисковый раскройный нож – 1 шт. Вышивальная машина – 1 шт. Утюг электрический – 1 шт. Доска гладильная – 1 шт. Манекен – 1 шт. Мастерская № 19 4.3. Базы практики Базой практики обучающихся являются учреждение ФКУ ИК-11, с которым у образовательного учреждения заключен договор. Имеющаяся база обеспечивает возможность прохождения практики всеми обучающимися в соответствии с учебным планом. 4.4. Педагогические кадры Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Мастера производственного обучения имеют на 1 – 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено для выпускников. Эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 4.5. Финансовое обеспечение Прием на обучение по образовательной программе осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. 8 Финансирование реализации программы должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования. 4.6. Учебно-методическое обеспечение − − − − программа ДПО «Изготовление шевронов и нашивок»; комплект оценочных средств; учебные пособия, профильная литература; информационные образовательные ресурсы; 5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 5.1. Оценка результатов освоения учебных дисциплин Промежуточная аттестация по программе не предусмотрена. Знания, умения и навыки обучающихся по всем формам контроля учебной дисциплины «зачтено», «не зачтено». 5.2. Итоговая аттестация Итоговая аттестация является обязательной и осуществляется после освоения программы в полном объеме. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по программе. Председатель экзаменационной комиссии назначается из числа руководящих сотрудников исправительного учреждения УФСИН России по ХМАО – Югре. Состав экзаменационной комиссии утверждается приказом директора образовательного учреждения. Оценка качества освоения образовательной программы осуществляется экзаменационной комиссией. Лицам, прошедшим соответствующее обучение в полном объеме и аттестацию, выдаются документы установленного образца. Форма итоговой аттестации обучающихся: зачет. Итоговая аттестация проводится в форме оценки качества готового изделия. Критерии оценивания качества готового изделия: − внешний вид изделия соответствует эскизу; − обработка изделия соответствует техническим условиям; − влажно-тепловая обработка выполнена качественно. 6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ Основные источники: 9 1. Графкина, М.В. Охрана труда: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / М.В. Графкина. – М.: Академия, 2024. – 176 с. 2. Силаева, М.А. Технология одежды: в 2 ч. Ч.1: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / М.А. Силаева. – М.: Академия, 2017. – 352 с. 3. Силаева, М.А. Технология одежды: в 2 ч. Ч.2: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / М.А. Силаева. – М.: Академия, 2017. – 480 с. 4. Труевцева, М.А. Подготовка и организация технологических процессов в швейном производстве: в 2 ч.: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.А. Труевцева – М.: Академия, 2022. Дополнительные источники: 1. Амирова, Э.К. Технология швейных изделий: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Э.К. Амирова, А.Т. Труханова. – М.: Академия, 2017. – 512 с. 2. Ермаков, А.С. Оборудование швейных предприятий: учебник для нач. проф. образования. – М.: ИРПО; ПрофОБрИздат, 2020. – 432с . Электронные ресурсы: 1. https://broidery.ru/?page_id=20734 7. Организация-разработчик: Федеральное образовательное учреждение № 255 казенное профессиональное Составители: Кадочникова К.С., мастер производственного обучения Раянова Т.Ф., преподаватель 10