ОП.04

1

Рабочая программа учебной дисциплины среднего профессионального
образования по профессии 29.01.08 Оператор швейного оборудования разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта далее ФГОС) по
профессии «Оператор швейного оборудования», утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 № 767, квалификационных
требований к профессии «Оператор швейного оборудования», письма Федеральной
службы исполнения наказаний РФ от 20.07.2016 № 04-41349
Организация-разработчик: Федеральное казенное профессиональное образовательное
учреждение № 255
Разработчик:
Кадочникова И.Н., мастер производственного обучения
Кадочникова К.С., мастер производственного обучения

РАССМОТРЕНА
методической комиссией
Протокол №______
от «____»_________________2021 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УПР
__________________С.А. Хасанова
«____»__________________2021 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

23

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

24

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.

Область применения программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины «Оборудование» разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего профессионального образования по профессии 262019.04 «Оператор
швейного оборудования», утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 02.08.2013 года № 767.
В соответствии с учебным планом рабочая программа учебной дисциплины
«Оборудование» является частью
образовательной программы среднего
профессионального образования (программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в качестве
примерной в профессиональной подготовке по профессии 29.01.08 Оператор
швейного оборудования, 19601 Швея, а также в дополнительном профессиональном
образовании (программы повышения квалификации и переподготовки работников).
Опыт работы не требуется.
1.2.

Место дисциплины в структуре программы

Дисциплина входит в вариативную часть общепрофессионального цикла.
1.3.

Цели и задачи модуля, требования к результатам освоения учебной
дисциплины

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать следующими общими
компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК. 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
Выпускник,
освоивший
ППКРС
должен
обладать
следующими
профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Контролировать качество и размерные характеристики текстильных
материалов на автоматизированных комплексах.
4

ПК 1.2. Настилать текстильные материалы для раскроя.
ПК 1.3. Выполнять обслуживание автоматизированного раскройного
комплекса.
ПК 1.4. Выполнять расчет кусков материалов для раскроя.
ПК 1.5. Комплектовать куски текстильных материалов для раскроя.
ПК 2.1. Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом или
полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий из
текстильных материалов.
ПК 2.2. Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток,
прикладных материалов.
ПК 2.3. Контролировать качество кроя и качество выполненных операций.
ПК 2.4. Устранять мелкие неполадки в работе оборудования.
ПК 2.5. Соблюдать правила безопасного труда.
В результате освоения учебной дисциплины учащийся должен
уметь:
− управлять механизацией и автоматизацией швейного оборудования;
− разбираться в устройстве швейных машин;
− различать систему и принцип взаимодействия механизмов швейных машин;
− налаживать основные рабочие органы швейной машины;
− отрегулировать работу швейной машины;
знать:
− механизацию процессов швейного производства;
− технологическую оснастку швейной машины;
− принцип работы швейных машин различной модификации;
−
основные рабочие органы швейной
машины;
− основные регулировки швейной машины.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Количество часов на освоение программы:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
самостоятельной работы обучающегося – 24 часа;

–

48

часов;

Вид промежуточной аттестации – дифференцированный зачет.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
- практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
в том числе:
- систематическая проработка конспектов занятий
24
Промежуточная аттестации в форме дифференцированного зачета

6

2.2.
Наименование
разделов и тем

№
урока

Тема № 1.1.
Механизация и
автоматизация
производства
швейных изделий.

1

Тема № 1.2.
Классификация
швейного
оборудования.

2

Тема № 1.3.
Характеристика
швейного
оборудования.
Тема № 1.4. Выбор
швейного

3

4

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Оборудование»

Содержание учебного материала, контрольные работы
и практические занятия обучающихся.

Объем
часов

Уровень
освоени
я

Дата проведения
По
плану

По
факту

Дома
шнее
задан
ие

Раздел 1. Общие сведения об оборудовании
Конец XVв. Первый проект швейной машины предложен
итальянским живописцем Леонардо да Винчи. 1834 г.
У.Хант изобрел швейную машину челночного стежка.
1900г. И.Зингер основал завод в России в г. Подольске, на
котором осуществлялась сборка машин из деталей,
доставляемых из-за рубежа.
Разнообразный парк швейного оборудования.
Тенденции совершенствования швейного оборудования.
Умения и навыки, которыми должен обладать оператор
швейного оборудования.
Классификация швейного оборудования по этапам
швейного производства. Технологическая классификация
швейного
оборудования.
Классификация
швейного
оборудования по признаку специализации. Классификация
швейного оборудования по признаку автоматизации.
Конструктивная классификация швейного оборудования.
Буквенно-цифровая классификация.
Технологическая характеристика швейной машины.
Техническая
характеристика
швейной
машины.
Надежность. Безотказность. Долговечность.

4
1

1

Стр. 5

1

1

Стр. 9

1

1

Стр.
14

Параметры швейной машины, на которые необходимо
обращать вниманиепри выборе машины для выполнения

1

1

Стр.
16
7

оборудования для
изготовления
швейных изделий.

технологической операции.

Тема № 2.1. Общее
устройство
швейной машины.

5

Тема № 2.2.
Основные
механизмы
швейных машин.
Тема № 2.3.
Технологическая
оснастка швейных
машин.

6

Тема № 2.4.
Электроприводы
швейных машин.

8

Тема № 2.5.

9

7

Раздел 2. Общие сведения об устройстве и эксплуатации
швейной машины
Устройство головки швейной машины. Рабочие органы
швейной машины. Механизмы швейной машины. Типовые
элементы конструкции швейной машины (вал, ось, шатун,
рычаг, соединительное звено, эксцентрик, узел).
Механизм
иглы.
Механизм
челнока.
Механизм
нитепритягивателя. Механизм продвижения материала.

8

К технологической оснастке швейной машины относятся
дополнительные устройства и детали, которые служат
вспомогательным
средством
в
механизации
технологической операции это прижимные лапки
специального назначения.
Техническая
характеристика
швейной
машины.
Ознакомить учащихся с устройством машин. Конструкции
и принцип работы различной модификации. Ознакомить
учащихся с возможными неполадками и правилами
регулировки
и
смазки
швейных
машин.
Электротехническая характеристика. Ознакомить учащихся
с электродвигателями швейных машин. Система и принцип
взаимодействия электродвигателя и механизмов швейных
машин. Ознакомить учащихся с системой и принципом
воздействия электродвигателя и механизмов швейных
машин.
Система «человек-машина». Управление приводом, когда

1

1

Стр.18

1

1

Стр.
27

1

1

37

1

1

Стр.
42

1

1

Стр.
8

Системы
управления работой
швейной машины
Тема № 2.6.
Смазочные
материалы и
системы
смазывания
механизмов
швейной машины.
Тема № 2.7.
Рабочее место
оператора швейной
машины
Тема № 2.8.
Правила техники
безопасности при
работе и
техническом
обслуживании
швейных машин.

педаль имеет пять положений

55

10

Характеристика отечественных масел для швейного
оборудования. Системы и способы смазывания швейных
машин. Индивидуальная и централизованная система
смазки швейных машин.

1

1

Стр.
62

11

Рабочее место для выполнения машинных операций
оснащено промышленным столом с головкой швейной
машины, электроприводом к ней, местным освещением.
Сиденьем,
приспособлениями
и
организационной
оснасткой.
Общие меры безопасности. Подготовка машины к работе.
Эксплуатация, проверка и ремонт швейных машин.
Ежедневные
обязанности
оператора
швейного
оборудования по уходу за швейной машине.

1

1

Стр.
66

1

1

Стр.
69

1

1

Стр.
74

1

1

12

Тема № 3.1.
Двухниточная
челночная строчка.

13

Тема № 3.2.
Основные рабочие

14

Раздел 3. Швейные машины челночного стежка общего
назначения
Достоинства двухниточной челночной строчки. Недостатки
двухниточной челночной строчки. Переплетения ниток в
челночной строчке. Схемы образования челночной строчки
вращающимся челноком.
К рабочим органам машины челночного стежка относятся
механизм иглы, челночное устройство, нитепритягиватель

5

Стр.
76
9

органы машины
челночного стежка.
Тема № 3.3.
Процессы
образования
челночного стежка
на швейных
машинах.
Тема № 3.4.
Швейные машины
челночного стежка
общего назначения
Тема № 3.5.
Наладка
механизмов
швейной машины
Контрольная
работа № 1
Тема № 4.1.
Основные типы
машин челночного
стежка
специального
назначения.
Тема № 4.2.
Швейные машины с
дифференциальной

и регулятор натяжения, рейка и лапка.
15

Прокол материала. Образование игольной петли. Захват
игольной петли.

1

1

Стр.
88

16

Машины
челночного
стежка
являются
самыми
распространёнными
типами
швейных
машин,
используемых при изготовлении швейных изделий не
только в промышленности, на малых предприятиях, но и в
быту.
Характеристика взаимодействия рабочих органов швейной
машины. Общие принципы наладки механизмов швейной
машины. Наладка механизмов швейной машины по
калибрам.

1

1

Стр.98

1

1

Стр.
139

1

3

17

18

19

20

Раздел 4. Швейные машины челночного стежка
специального назначения
Способы
транспортирования
материала
в
специализированных швейных машинах челночного
стежка. Влияние свойств материала на выбор типа
двигателя ткани.

6
1

1

Стр.
150

Особенности рабочего процесса. Швейная машина
челночного стежка с дифференциальным двигателем
материала.

1

1

Стр.
151
10

подачей материала
Тема № 4.3.
Швейные машины с
обрезкой края
материала
Тема № 4.4.
Швейные машины с
отклоняющейся
иглой.
Тема № 4.5.
Швейная машина с
регулируемой
посадкой.
Тема № 4.6.
Швейные машины
зигзагообразной
строчки.

Тема № 5.1.
Основные типы
швейных машин
цепного
однониточного
стежка.
Тема № 5.2.
Прямострочные
швейные машины

21

Обрезка края материала на швейной машине. Конструкция
механизма обрезки.

1

1

Стр.
156

22

Особенности рабочего процесса. Механизм иглы.

1

1

Стр.
160

23

На базе швейной машины челночного стежка разработаны
машины с верхней транспортирующей зубчатой лапкой. В
этих машинах используются, механизм перемещения
зубчатой лапки и узел синхронного подъема лапки, для
регулируемой посадки материала.
Швейные машины для образования зигзагообразной
строчки предназначены, для соединения деталей изделий
встык, притачивания кружев, выполнения вышивок и
стегальных работ, изготовления закрепок и пришивания
пуговиц, а также для выметывания петель.
Раздел 5. Швейные машины цепного однониточного
стежка
Достоинства и недостатки однониточного цепного стежка.
Где применяют однониточный цепной стежок.

1

1

Стр.
172

1

1

Стр.
185

1

1

Стр.
194

1

1

Стр.
195

24

25

26

Схемы образования однониточного цепного стежка с
использованием вращающегося петлителя. Механизм
петлителя.

4

11

однониточного
цепного стежка.
Тема № 5.3.
Швейные машины
потайного цепного
стежка.
Тема № 5.4.
Скорняжные
швейные машины.
Тема № 6.1.
Основные типы
швейных машин
многониточного
цепного стежка.
Тема № 6.2.
Прямострочные
швейные машины.
Тема № 6.3.
Швейные машины
многониточного
краеобметочного
стежка.
Тема № 6.4.
Швейные машины
четырехниточного и
комбинированного
стачиввающе-обмет
очного стежка.

27

Процесс образования цепного потайного стежка. Схема
образования однониточного потайного цепного стежка.

1

1

Стр.
204

28

Общая характеристика скорняжных швейных машин.
Особенности рабочего процесса.

1

1

Стр.
211

Раздел 6. Швейные машины многониточного цепного
стежка.
Многониточный цепной стежок. Достоинства и недостатки
многониточного цепного стежка. Общая конструктивная
особенность швейных машин многониточного цепного
стежка.

4
1

1

Стр.
232

30

Петлитель для образования двухниточной цепной строчки.
Схема образования двухниточного цепного стежка.

1

1

Стр.
233

31

Швейные краеобметочные машины предназначены для
обметывания края материала в целях предохранения его от
осыпания и еще для стачивания деталей, особенно при
пошиве трикотажных изделий.

1

1

Стр.
263

32

Конструктивные особенности. Механизм
Механизм двигателя ткани. Механизм ножей.

1

1

Стр.
286

29

петлителя.

12

Контрольная
работа № 2.
Тема № 7.1.
Швейные машины
полуавтоматическог
о действия
Тема № 7.2.
Швейные машины
для выполнения
коротких швов.
Тема № 7.3.
Швейные машины
для пришивания
пуговиц.

Тема № 7.4.

33

34

35

36

37

1
Раздел 7. Швейные машины полуавтоматического
действия
Швейные
машины
полуавтоматического
действия
различают по виду операции (для пришивания пуговиц,
выполнения закрепок, петель, поузловой обработки деталей
изделия)
Параметры
строчек,
выполняемых
на
швейных
полуавтоматах.

5

Швейные автоматы для пришивания пуговиц различают по
виду пришиваемых пуговиц (с четырьмя, двумя, с ушком),
способу пришивания (со стойкой и без нее) и типу стежка.
Которым выполняется пришивание пуговиц. Полуавтоматы
петельные и закрепочные. Ознакомить учащихся с
процессом образования петли. Приемы работы, основные
регулировки. Ознакомить учащихся с приемами работы и
основными регулировками. Полуавтоматы пуговичные.
Ознакомить учащихся с полуавтоматами для пришивания
пуговиц. Приемы работы на машинах. Правила техники
безопасности. Ознакомить учащихся с приемами работы на
пуговичных
полуавтоматах.
Швейные
машины
автоматического
и
полуавтоматического
действия.
Ознакомить учащихся с приемами работы на машинах
автоматического и полуавтоматического действия. Приемы
работы
на
машинах
автоматического
и
полуавтоматического действия.
Общие сведения. Схема петли. Процесс образования петли.

3

1

1

Стр.
56

1

1

Стр.
60

1

1

Стр.
94

1

1

Стр.
13

Швейные машины
для выполнения
петель.
Тема № 7.5.
Швейные машины
для вышивальных
работ.
Тема 8.1.
Робототизированны
е швейные
установки.

117
38

39

Тема № 9.1. Общие
сведения о
влажно-тепловой
обработке.

40

Тема № 9.2. Утюги
и гладильные
столы.

41

Тема № 9.3.
Гладильные прессы.

42

Общие
сведения.
полуавтомата с ЧПУ.

Эксплуатация

вышивального

1

1

Стр.
140

Раздел 8. Робототизированные швейные установки.
Применение манипуляторов для загрузки и выгрузки
деталей при изготовлении швейных изделий.

1
1

1

Стр.
33

Раздел 9. Оборудование для влажно-тепловой обработки
В процессе пошива изделий применяется влажно-тепловая
обработка различным оборудованием это утюги,
электропаровые утюги, парогенераторы, утюжельные
столы, гладильные прессы, паровоздушные манекены и
парокамеры.
Для
выполнения
влажно-тепловой
обработки
на
труднодоступных участках швейных изделий (получения
складок, сборок, дублирования, отпаривания) применяют
утюг: с электро и паровым обогревом, пароэлектрические,
и электропаровые. Утюжильный стол предназначен для
влажно-тепловой обработки верхних изделий, например
для внутри процессной обработки пиджака, окончательной
обработки пальто.
Пресс
предназначен
для
внутрипроцессной
и
окончательной влажно тепловой обработки изделий
(верхней одежды, белья, трикотажных изделий). Прессы по
сравнению с утюгами обеспечивают боле высокую

5
1

1

Стр.
150

1

1

Стр.
153

1

1

Стр.
167

14

Тема № 9.4.
Паровоздушные
манекены и
парокамеры.

43

Тема 9.5. Рабочее
место оператора
оборудования для
влажно-тепловой
обработки изделий.

44

Тема 10.1. Общие
сведения о
диагностировании
отказов швейного
оборудования.
Тема 10.2.
Факторы, влияющие
на появление
отказов в работе
швейной машины.
Тема 10.3.

производительность
труда
и
хорошее
качество
влажно-тепловой обработки. С использованием прессов
достигается необходимая форма изделий.
Паровоздушные манекены, паростолы и парокамеры
предназначены для окончательной влажно-тепловой
обработки
изделий.
В
этом
оборудовании
вся
обрабатываемая поверхность изделия одновременно
находится под воздействием теплоты и влаги. Парокамеры
предназначены для влажно-тепловой обработки изделий
при внешнем воздействии на обрабатываемое изделие пара
и воздуха, что особенно важно для снятия внутренних
напряжений и деформаций в изделии.
Оборудование рабочего места оператора. Организация
рабочего места. Рациональные приемы работы.

1

1

Стр.
178

1

1

Стр.
189

Раздел 10. Диагностирование отказов работы
оборудования и способы их устранения.
Техническая диагностика. Объект диагностирования.
Техническое
состояние.
Система
технического
диагностирования.

3
1

1

Стр.
193

46

Внешние и внутренние факторы, влияющие на появление
отказа в работе швейной машины.

1

1

Стр.
195

47

Отказ. Сбой. Наиболее распространенные виды отказа при

1

1

Стр.

45

15

Основные причины
отказов и способы
их устранения.

работе швейной машины. Пропуск стежка. Обрыв нитки.
Стягивание материала вдоль строчки. Непрямолинейность
прокладывания строчки. Некачественная обрезка края
материала ножами.

207

48
1
3
Дифференцирован
ный зачет
ИТОГО
48
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

16

2.3. Содержание тем учебного курса
Тема № 1.1. Механизация и автоматизация производства швейных изделий.
Конец XVв. Первый проект швейной машины предложен итальянским
живописцем Леонардо да Винчи. 1834 г. У.Хант изобрел швейную машину
челночного стежка. 1900г. И.Зингер основал завод в России в г. Подольске, на
котором осуществлялась сборка машин из деталей, доставляемых из-за рубежа.
Разнообразный парк швейного оборудования.
Тенденции совершенствования швейного оборудования.
Умения и навыки, которыми должен обладать оператор швейного
оборудования.
Тема № 1.2. Классификация швейного оборудования.
Классификация швейного оборудования по этапам швейного производства.
Технологическая классификация швейного оборудования. Классификация швейного
оборудования по признаку специализации. Классификация швейного оборудования по
признаку автоматизации. Конструктивная классификация швейного оборудования.
Буквенно-цифровая классификация.
Тема № 1.3. Характеристика швейного оборудования.
Технологическая
характеристика
швейной
машины.
Техническая
характеристика швейной машины. Надежность. Безотказность. Долговечность.
Тема № 1.4. Выбор швейного оборудования для изготовления швейных
изделий.
Параметры швейной машины, на которые необходимо обращать внимание при
выборе машины для выполнения технологической операции.
Раздел 2. Общие сведения об устройстве и эксплуатации швейной машины
Тема № 2.1. Общее устройство швейной машины.
Устройство головки швейной машины. Рабочие органы швейной машины.
Механизмы швейной машины. Типовые элементы конструкции швейной машины
(вал, ось, шатун, рычаг, соединительное звено, эксцентрик, узел).
Тема № 2.2. Основные механизмы швейных машин.
Механизм иглы. Механизм челнока. Механизм нитепритягивателя. Механизм
продвижения материала.
Тема № 2.3. Технологическая оснастка швейных машин.
К технологической оснастке швейной машины относятся дополнительные
устройства и детали, которые служат вспомогательным средством в механизации
технологической операции это прижимные лапки специального назначения.
17

Тема № 2.4. Электроприводы швейных машин.
Техническая характеристика швейной машины. Ознакомить учащихся с
устройством машин. Конструкции и принцип работы различной модификации.
Ознакомить учащихся с возможными неполадками и правилами регулировки и смазки
швейных машин. Электротехническая характеристика. Ознакомить учащихся с
электродвигателями швейных машин. Система и принцип взаимодействия
электродвигателя и механизмов швейных машин. Ознакомить учащихся с системой и
принципом воздействия электродвигателя и механизмов швейных машин.
Тема № 2.5. Системы управления работой швейной машины
Система «человек-машина». Управление приводом, когда педаль имеет пять
положений
Тема № 2.6. Смазочные материалы и системы смазывания механизмов швейной
машины.
Характеристика отечественных масел для швейного оборудования. Системы и
способы смазывания швейных машин. Индивидуальная и централизованная система
смазки швейных машин.
Тема № 2.7. Рабочее место оператора швейной машины
Рабочее место для выполнения машинных операций оснащено промышленным
столом с головкой швейной машины, электроприводом к ней, местным освещением.
Сиденьем, приспособлениями и организационной оснасткой.
Тема № 2.8. Правила техники безопасности при работе и техническом
обслуживании швейных машин.
Общие меры безопасности. Подготовка машины к работе. Эксплуатация,
проверка и ремонт швейных машин. Ежедневные обязанности оператора швейного
оборудования по уходу за швейной машине.
Раздел 3. Швейные машины челночного стежка общего назначения
Тема № 3.1. Двухниточная челночная строчка.
Достоинства двухниточной челночной строчки. Недостатки двухниточной
челночной строчки. Переплетения ниток в челночной строчке. Схемы образования
челночной строчки вращающимся челноком.
Тема № 3.2. Основные рабочие органы машины челночного стежка.
К рабочим органам машины челночного стежка относятся механизм иглы,
челночное устройство, нитепритягиватель и регулятор натяжения, рейка и лапка.
Тема № 3.3. Процессы образования челночного стежка на швейных машинах.
Прокол материала. Образование игольной петли. Захват игольной петли.
Тема № 3.4. Швейные машины челночного стежка общего назначения
18

Машины челночного стежка являются самыми распространёнными типами
швейных машин, используемых при изготовлении швейных изделий не только в
промышленности, на малых предприятиях, но и в быту.
Тема № 3.5. Наладка механизмов швейной машины
Характеристика взаимодействия рабочих органов швейной машины. Общие
принципы наладки механизмов швейной машины. Наладка механизмов швейной
машины по калибрам.

Раздел 4. Швейные машины челночного стежка специального назначения
Тема № 4.1. Основные типы машин челночного стежка специального
назначения.
Способы транспортирования материала в специализированных швейных
машинах челночного стежка. Влияние свойств материала на выбор типа двигателя
ткани.
Тема № 4.2. Швейные машины с дифференциальной подачей материала
Особенности рабочего процесса. Швейная машина челночного стежка с
дифференциальным двигателем материала.
Тема № 4.3. Швейные машины с обрезкой края материала
Обрезка края материала на швейной машине. Конструкция механизма обрезки.
Тема № 4.4. Швейные машины с отклоняющейся иглой.
Особенности рабочего процесса. Механизм иглы.
Тема № 4.5. Швейная машина с регулируемой посадкой.
На базе швейной машины челночного стежка разработаны машины с верхней
транспортирующей зубчатой лапкой. В этих машинах используются, механизм
перемещения зубчатой лапки и узел синхронного подъема лапки, для регулируемой
посадки материала.
Тема № 4.6. Швейные машины зигзагообразной строчки.
Швейные машины для образования зигзагообразной строчки предназначены,
для соединения деталей изделий встык, притачивания кружев, выполнения вышивок и
стегальных работ, изготовления закрепок и пришивания пуговиц, а также для
выметывания петель.
Раздел 5. Швейные машины цепного однониточного стежка
Тема № 5.1. Основные типы швейных машин цепного однониточного стежка.
Достоинства и недостатки однониточного цепного стежка. Где применяют
однониточный цепной стежок.
19

Тема № 5.2. Прямострочные швейные машины однониточного цепного стежка.
Схемы образования однониточного цепного стежка с использованием
вращающегося петлителя. Механизм петлителя.
Тема № 5.3. Швейные машины потайного цепного стежка.
Процесс образования цепного потайного стежка. Схема
однониточного потайного цепного стежка.

образования

Тема № 5.4. Скорняжные швейные машины.
Общая характеристика скорняжных швейных машин. Особенности рабочего
процесса.
Раздел 6. Швейные машины многониточного цепного стежка.
Тема № 6.1. Основные типы швейных машин многониточного цепного стежка.
Многониточный цепной стежок. Достоинства и недостатки многониточного
цепного стежка. Общая конструктивная особенность швейных машин многониточного
цепного стежка.
Тема № 6.2. Прямострочные швейные машины.
Петлитель для образования двухниточной цепной строчки. Схема образования
двухниточного цепного стежка.
Тема № 6.3. Швейные машины многониточного краеобметочного стежка.
Швейные краеобметочные машины предназначены для обметывания края
материала в целях предохранения его от осыпания и еще для стачивания деталей,
особенно при пошиве трикотажных изделий.
Тема № 6.4. Швейные машины четырехниточного и комбинированного
стачиввающе-обметочного стежка.
Конструктивные особенности. Механизм петлителя. Механизм двигателя ткани.
Механизм ножей.
Раздел 7. Швейные машины полуавтоматического действия
Тема № 7.1. Швейные машины полуавтоматического действия
Швейные машины полуавтоматического действия различают по виду операции
(для пришивания пуговиц, выполнения закрепок, петель, поузловой обработки
деталей изделия)
Тема № 7.2. Швейные машины для выполнения коротких швов.
Параметры строчек, выполняемых на швейных полуавтоматах.
Тема № 7.3. Швейные машины для пришивания пуговиц.
Швейные автоматы для пришивания пуговиц различают по виду пришиваемых
пуговиц (с четырьмя, двумя, с ушком), способу пришивания (со стойкой и без нее) и
типу стежка. Которым выполняется пришивание пуговиц. Полуавтоматы петельные и
закрепочные. Ознакомить учащихся с процессом образования петли. Приемы работы,
20

основные регулировки. Ознакомить учащихся с приемами работы и основными
регулировками. Полуавтоматы пуговичные. Ознакомить учащихся с полуавтоматами
для пришивания пуговиц. Приемы работы на машинах. Правила техники
безопасности. Ознакомить учащихся с приемами работы на пуговичных
полуавтоматах. Швейные машины автоматического и полуавтоматического действия.
Тема № 7.4. Швейные машины для выполнения петель.
Общие сведения. Схема петли. Процесс образования петли.
Тема № 7.5. Швейные машины для вышивальных работ.
Общие сведения. Эксплуатация вышивального полуавтомата с ЧПУ.
Раздел 8. Робототизированные швейные установки.
Тема 8.1. Робототизированные швейные установки.
Применение манипуляторов для загрузки и выгрузки деталей при изготовлении
швейных изделий.
Раздел 9. Оборудование для влажно-тепловой обработки
Тема № 9.1. Общие сведения о влажно-тепловой обработке.
В процессе пошива изделий применяется влажно-тепловая обработка
различным оборудованием это утюги, электропаровые утюги, парогенераторы,
утюжельные столы, гладильные прессы, паровоздушные манекены и парокамеры.
Тема № 9.2. Утюги и гладильные столы.
Для выполнения влажно-тепловой обработки на труднодоступных участках
швейных изделий (получения складок, сборок, дублирования, отпаривания)
применяют утюг: с электро и паровым обогревом, пароэлектрические, и
электропаровые. Утюжильный стол предназначен для влажно-тепловой обработки
верхних изделий, например для внутри процессной обработки пиджака,
окончательной обработки пальто.
Тема № 9.3. Гладильные прессы.
Пресс предназначен для внутрипроцессной и окончательной влажно тепловой
обработки изделий (верхней одежды, белья, трикотажных изделий). Прессы по
сравнению с утюгами обеспечивают боле высокую производительность труда и
хорошее качество влажно-тепловой обработки. С использованием прессов достигается
необходимая форма изделий.
Тема № 9.4. Паровоздушные манекены и парокамеры.
Паровоздушные манекены, паростолы и парокамеры предназначены для
окончательной влажно-тепловой обработки изделий. В этом оборудовании вся
обрабатываемая поверхность изделия одновременно находится под воздействием
теплоты и влаги. Парокамеры предназначены для влажно-тепловой обработки изделий
при внешнем воздействии на обрабатываемое изделие пара и воздуха, что особенно
важно для снятия внутренних напряжений и деформаций в изделии.
21

Тема 9.5. Рабочее место оператора оборудования для влажно-тепловой
обработки изделий.
Оборудование рабочего места оператора. Организация рабочего места.
Рациональные приемы работы.
Раздел 10. Диагностирование отказов работы оборудования и способы их
устранения.
Тема 10.1. Общие сведения о диагностировании отказов швейного
оборудования.
Техническая диагностика. Объект диагностирования. Техническое состояние.
Система технического диагностирования.
Тема 10.2. Факторы, влияющие на появление отказов в работе швейной
машины.
Внешние и внутренние факторы, влияющие на появление отказа в работе
швейной машины.
Тема 10.3. Основные причины отказов и способы их устранения.
Отказ. Сбой. Наиболее распространенные виды отказа при работе швейной
машины. Пропуск стежка. Обрыв нитки. Стягивание материала вдоль строчки.
Непрямолинейность прокладывания строчки. Некачественная обрезка края материала
ножами.

22

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
теоретического и практического обучения
оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Оператора
швейного оборудования;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект учебно – методической документации;
видеоматериал по темам;
швейное оборудование.
Технические средства обучения:
компьютер
с
лицензионным
программным
мультимедиапроектор;
Рекомендуемое оборудование мастерской
швейное оборудование – швейные машины, оверлок.

обеспечением

и

3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
1.
Труевцева, М.А. Подготовка и организация технологических процессов в
швейном производстве: в 2 ч.: учебник для студ. учреждений сред. проф.
образования / М.А. Труевцева – М.: Академия, 2018.
Дополнительные источники:
1.
Ермаков, А.С. Оборудование швейных предприятий: учебник для нач. проф.
образования. – М.: ИРПО; ПрофОБрИздат, 2016. – 432с .
Электронные ресурсы:
1. refdb.ru/look/1315009.html. – Электронный учебно-методический комплекс
«Оборудование швейных предприятий».

23

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты
обучения
(освоенные
умения, знания)
Умения:
Выполнять
обслуживание
автоматизированного
раскройного
комплекса
Устранять мелкие неполадки в работе
оборудования
Выполнять наладку обслуживаемого
оборудования
для
конкретных
материалов
Знания:
Устройство
обслуживаемого
оборудования и способы его наладки
Систему установки режимов настилания
на
панели
управления
автоматизированного оборудования
Допуски и правила установки длины
настила,
способы
регулировки
механизмов
подъёма
и
скорости
движения настилочного устройства
Принцип
работы
и
правила
эксплуатации
автоматизированного
раскройного комплекса

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Анализ устных ответов.
Индивидуальные опросы.
Анализ устных ответов. Тестирование.

Индивидуальные
опросы.
Анализ
устных ответов.
Анализ устных ответов. Тестирование.
Анализ устных ответов. Тестирование.

Анализ устных ответов. Тестирование.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять
проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных
компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)

Основные показатели оценки
результата

Формы и
методы
контроля и
оценки

ОК 1. Понимать сущность и − демонстрация интереса к
социальную значимость
будущей профессии:
24

своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
исходя из цели и способов её
достижения, определённых
руководителем

востребованность
дополнительных знаний по
профессии
− выбор и применение методов и
способов решения
профессиональных задач в
области разработки
технологических процессов
изготовления текстильных
изделий из различных
материалов;
− оценка эффективности и
качества выполнения задания
ОК 3. Анализировать
− решение стандартных и
рабочую ситуацию,
нестандартных
осуществлять текущий и
профессиональных задач в
итоговый контроль, оценку и области разработки
коррекцию собственной
технологических процессов
деятельности, нести
изготовления текстильных
ответственность за
изделий из различных
результаты своей
материалов
работы
ОК 4. Осуществлять поиск − эффективный поиск
информации, необходимой
необходимой информации;
для эффективного
− использование различных
выполнения
источников
профессиональных задач
ОК 5. Использовать
− работа на швейном
информационно-коммуникац оборудовании с ЧПУ
ионные технологии в
профессиональной
деятельности
ОК 6. Работать в команде,
− взаимодействие с
эффективно общаться с
обучающимися,
коллегами, руководством,
преподавателями и мастерами в
клиентами
ходе обучения
ОК 7. Исполнять воинскую − взаимодействие с
обязанность, в том числе с
обучающимися,
применением
полученных
преподавателями и мастерами
профессиональных
знаний
производственного обучения в
(для юношей).
ходе обучения

Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе
освоения
образовательной
программы
профессиональн
ого модуля

Конкурсы
профессиональн
ого мастерства

Отчет о
выполнении
внеаудиторных
самостоятельны
х работ

Наблюдение за
деятельностью
обучающегося в
процессе
выполнения
образовательной
программы,
анализ
результатов

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».